Н. П Верховский о Батюшкове
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1
Батюшков, рядом с Жуковским, является крупнейшим и ближайшим предшественником Пушкина. В его творчестве русская поэзия пережила своеобразное классическое Возрождение. Батюшков раскрыл в своей лирике мир земных «языческих» чувств, противопоставив спиритуалистической трактовке человека у Жуковского свой способ показа человеческой природы. Вместе с тем он передал Пушкину метод высокой классической типизации в лирике.
После перелома 1814-1815 гг., когда годы патриотического подъема сменились годами торжества всеевропейской реакции, Батюшков создает первый в русской поэзии образ разочарованного героя, сменившего собой образ тоскующего меланхолика. В этот период в поэзии Батюшкова появляются черты религиозного мистицизма, пессимизма и отчаяния. Батюшков испытывает сильное влияние Жуковского. Внезапно наступившая психическая болезнь рано приостанавливает литературную и вообще сознательную деятельность поэта, еще не развившего до конца своих возможностей.
Константин Николаевич Батюшков родился в Вологде 18 мая 1787 г. Десяти лет Батюшков попадает в Петербург. Его отдают сперва в частный пансион Жакино, а потом в пансион Триполи, где он изучает итальянский язык. После выхода из пансиона Батюшков живет у своего двоюродного дяди поэта М. Н. Муравьева. Под его влиянием юноша изучил латинский язык и познакомился с поэзией древнего Рима, особенно с Горацием и Тибуллом, а также начал знакомиться с поэзией итальянского Ренессанса.
В 1802 г. поэт поступает на службу в Министерство народного просвещения. Батюшков сближается со своими товарищами по службе - И. П. Пниным, Н. А. Радищевым, а также с Н. И. Гнедичем. В начале 1805 г. Батюшков вступает в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Он не обнаруживает приверженности к идеям Радищева, которые культивировались членами Вольного общества, и не проявляет большого интереса к общественно-политическим вопросам. Однако последующее идейное развитие Батюшкова показывает, что для его общественных настроений и общего отношения к действительности пребывание в кругу молодых радищевцев не осталось бесследным.
Одновременно Батюшков сближается с семейством А. Н. Оленина и с так называемым «оленинским кружком», стоявшим на позициях сентиментального классицизма. Посещение дома Оленина поддерживает в Батюшкове интерес к античности, но батюшковское восприятие античности всегда сильно отличалось от оленинского. Даже переход от римского элегика Тибулла к греческой антологии, совершенный Батюшковым, происходит значительно позже и независимо от оленинского влияния.
После поражения под Аустерлицем (1805) в широких кругах русского дворянства поднялась волна патриотических настроений; началось добровольческое движение. В ряду других добровольцев записывается в ополчение и Батюшков. Он участвует в походе 1807 г. в Пруссию, в сражении под Гейльсбергом. В 1808 г. его часть была отправлена в Финляндию; по окончании войны со Швецией, в 1809 г. Батюшков оставляет военную службу.
Впечатления войны 1812 г., картины народных бедствий вызывают у Батюшкова еще более сильный патриотический подъем, отразившийся в стихотворении «К Дашкову» (1813). Осенью 1813 г. он снова в действующей армии. В начале октября он участвует в сражении под Лейпцигом. Русская армия совершает победоносный поход в Германию и во Францию. Батюшков попадает в Париж, посещает театры, Лувр, Академию, затем едет в Англию и через Швецию и Финляндию возвращается в Петербург.
События, прошедшие перед глазами Батюшкова во время последней войны с Наполеоном, необычайно потрясли его. «Здесь что день, то эпоха», пишет он в одном из писем из Франции. «Новости, происшествия важнейшие теснятся одно за другим. Я часто, как Фома неверный, щупаю голову и спрашиваю: боже мой, я ли это?»
Батюшкова охватывает состояние крайней растерянности и тревоги. В его мировоззрении и поэтическом творчестве совершается перелом. Начинается новый период его литературной деятельности. Батюшков расстается с эпикурейским оптимизмом первых лет своей поэтической работы. «Я сам очутился в вихре военном и, как слабое насекомое, как бабочка, утратил мои крылья».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |