Главная страницаПисьмо администратору
 

Главная
Биография
Стихи
Проза
Критика
Рефераты
Галерея

Верховский Н.П о Батюшкове

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2

Первым, дошедшим до нас стихотворением Батюшкова является «Мечта», написанная около 1803 г. Это стихотворение неоднократно переделывалось поэтом. Батюшков придавал «Мечте» смысл своеобразной поэтической декларации.

В «Мечте» парение поэтической фантазии, обозревающей различные предметы, принадлежит еще традиции классицизма - традиции оды. Однако в эту рационалистическую композицию введены такие элементы, которые ее обновляют. Так, в стихотворении «Бог» (1804) за державинской выспренной теологией («начало и конец, средина всех вещей») следует теология сентименталистская: поэт чувствует присутствие бога

В ночи, когда луна нам тихо льет свой луч
И звезды ясные сияют из-за туч.

«Мечта» открывается образом музы, незнакомой классицизму, - «с слезой блестящею во пламенных очах». В стихотворении демонстрируются по-новому воспринятые литературные образцы. Оссиан, в отличие от державинской мифологической интерпретации, дан как мастер, колоритного северного пейзажа. Стихи:

Где тень Оскарова, одетая туманом,
По небу стелется над пенным океаном,

вызвали впоследствии большое одобрение со стороны Пушкина.

Гораций выступает не как идеолог золотой середины и певец «тихой жизни», но как поэт, который «смерть угрюмую цветами увенчал». Патетика перемежается сентиментальными и анакреонтическими мотивами. Однако анакреонтика еще хранит отпечаток перифрастичности и стилистической нестройности:

Веселья на крылах
Дни юности стремятся:
Недолго на цветах
В беспечности валяться.

Различные стилистические планы Батюшков дает в хаотическом сосуществовании, в случайной последовательности. Пушкин равнодушно писал на полях «Мечты»: «Писано в молодости поэта. Самое слабое их всех стихотворений Батюшкова». Черты нового Батюшкова здесь малочисленны.

Вслед за «Мечтой» Батюшков создает целый ряд сатирических посланий и стихотворений («Послание к стихам моим», «Послание к Хлое», «К Филисе», «Перевод 1-й сатиры Буало»). Сатирическое творчество раннего Батюшкова интересно как общественно-актуальный контекст к его поэзии наслаждения. Еще в «Мечте» непосредственно за призывом к «эфирной радости» следует сатирическое выступление против паразитизма и раболепства:

Глупцы пусть дорого сует блистанье ценят,
Лобзая прах златой у мраморных крыльцов.

Порицание выскочек, салонных болтунов, раболепных поэтов в сатирах раннего Батюшкова служит мотивировкой тех поисков уединения, которые приведут Батюшкова к подражаниям Парни и эротической лирике.

Батюшков-сатирик избирает в качестве учителей Вольтера (эпиграф к «Посланию к стихам моим») и Буало (перевод первой сатиры). Однако его сатира слабее и по литературным достоинствам и по своей социальной остроте. Батюшков смягчает Буало. Герой сатиры, бедный поэт Дамон, от лица которого высмеивается весь город, дан у Батюшкова полукомически. Его образ снижен, его нищета дана в иронических тонах.

Сатира Батюшкова, с ее схематическими персонажами, и призывы к уединению в тихом уголке еще имеют слишком много общего с XVIII в. Батюшков еще выступает как продолжатель, но не как новатор.

Единственным удачным типом сатиры Батюшкова оказалась литературная сатира. Воспитанник М. Н. Муравьева и Вольного общества, друг П. А. Вяземского, В. А. Жуковского, В. Л. Пушкина, Н. М. Карамзина, Батюшков в годы своего литературного самоопределения не мог не примкнуть к врагам шишковского направления.

Памятником участия Батюшкова в борьбе с этим течением осталось его сатирическое стихотворение «Видение на брегах Леты» (1809). Батюшков высмеивает здесь как сторонников Шишкова, так и их антагонистов - крайних сентименталистов типа кн. П. И. Шаликова. Батюшков пускает в обиход термин «славенофил», впоследствии ставший наименованием целого течения русской общественной мысли.

Создав «Видение», Батюшков поднялся над уровнем собственных неудачных эпиграмм и ранних сатир. «Видение» выделяется своим юмором, легкостью четырехстопного ямба, подготовляющего ямб «Онегина», и реалистической колоритностью некоторых портретов, особенно портрета Крылова.

Вслед за этой сатирой, имевшей большой успех, но распространявшейся при жизни Батюшкова только в списках, Батюшков создает ряд стихотворений - преимущественно посланий на темы современной литературной борьбы, - в том числе «Мои пенаты» (послание к Жуковскому и Вяземскому).

В «Моих пенатах» (1811-1812) Батюшков достигает еще большей легкости стиха, нравившейся Пушкину и повлиявшей на него. «Это стихотворение дышит каким-то упоением роскоши, юности и наслаждения, слог так и трепещет, так и льется, гармония очаровательна», писал о нем Пушкин. «Мои пенаты» появляются под влиянием распространенного во французской поэзии XVIII в. обращения к своей поэтической обители, к собственным домашним божествам поэта. К числу таких произведений относятся «La chartreuse» («Обитель») Грессе, стихотворение Дюсиса «К богам-пенатам», Берни «Послание к богам-пенатам» и т. п.

Цель таких стихотворений - противопоставить узаконенному в классицизме Олимпу свой собственный поэтический пантеон, мир своих индивидуальных литературных пристрастий. В теме «Пенатов» находит свое выражение самоопределение поэта. С темой «пенатов» в поэзию проникает шутка, живая и острая характеристика литературных современников, быт. Стих становится живым и легким, вырабатывается традиция для стихотворной реалистической повести или романа.

«Мои пенаты» вызвали многочисленные подражания, в частности со стороны Пушкина («Городок», впоследствии «К моей чернильнице»).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Источник:
Биография | Стихи | Проза | Критика | Рефераты | Галерея

Все права защищены (с) 2008-2013
При использовании любых материалов сайта - активная гиперссылка на www.batushkov.ru обязательна