Н.П. Верховский о Батюшкове. Часть 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10
Тяжелая психическая болезнь рано прервала поэтическую работу Батюшкова. В 1821 г. болезнь еще носит скрытый характер, но в конце 1822 г. обостряется. С этого времени Батюшков не возвращается к сознательной деятельности. 7 июля 1855 г. он умер в Вологде от тифозной горячки.
Творческая жизнь Батюшкова прервалась очень рано - когда ему было только тридцать четыре года. Ему так и не удалось развить всех возможностей своего дарования, но он повлиял на крупнейших русских поэтов.
Самое значительное влияние Батюшков оказал на Пушкина. Пушкин в разные периоды воспринимает разные стороны поэзии Батюшкова.
В лицейский период Пушкин воспринимает Батюшкова как поэта-эпикурейца. Батюшков для него - «философ резвый и пиит, парнасский счастливый ленивец» («К Батюшкову», 1814). Литературные имена, в кругу которых назван Батюшков, это Парни и Анакреон («певец тиисский в тебя влиял свой нежный дух»). В этом стихотворении упоминается и историческая элегия Батюшкова, но не она играет ведущую роль в восприятии Пушкина, Батюшков - «певец забавы и друг пермесских дев» («Батюшкову», 1815).
Эта сторона творчества Батюшкова родственна жизнерадостному и вольнолюбивому характеру пушкинской лирики. Вольнодумство Батюшкова («Тут Вольтер лежит на Библии» - «К Филисе») усиливается у Пушкина:
Под стол клобук с веригой -
И полечу расстригой
В объятия твои.
Напряженность оптимистического жизнеощущения, данная в стихотворении «О, пока бесценна младость» и других вещах, ведет уже в этот период к возникновению у Пушкина мотива молодости, с которой расстаются лишь вместе с жизнью («Кривцову»). Пушкин значительно совершенствует батюшковскую легкость и подвижность стихотворного изложения, обогащая эту систему иронией и введением новых бытовых, обиходных моментов:
Стакан, кипящий пеной белой,
И стук блестящего стекла.
Значительно позже Пушкин поддерживает развитие личной элегии, к которой Батюшков подошел в годы перелома. Батюшков создал два образца такой элегии - «Мой гений» и «Пробуждение». По характеру своего лирического строя эти два стихотворения могли бы занять место в поэзии Пушкина и его плеяды. По этому типу строится значительнейшая часть лирических пьес Пушкина, созданных в зрелый период его творчества.
Лишь Пушкин-реалист оказался способным воспринять антологический стих Батюшкова и развить его дальше.
Катастрофический, кризисный характер поэзии зрелого Батюшкова привлек внимание Пушкина лишь в болдинский период, как показывает монолог Вальсингама в «Пире во время чумы», восходящий к Батюшкову и по своему основному мотиву наслаждении перед лицом смерти и по отдельным деталям: «Есть упоение...» - из перевода строфы «Чайльд Гарольда», сделанного Батюшковым. «И Доны Розы пьем дыханье» - типичный батюшковский ход:
Я Лилы пью дыханье
На пламенных устах,
Как роз благоуханье,
Как нектар на пирах.
(«Мои пенаты»)
Высокая элегия Батюшкова через Пушкина проникает в политическую поэзию. Декабристы отвергали вовсе элегический жанр, обедняя тем самым содержание своей поэзии. Пушкин же поддерживает традицию высокой элегии и передает ее Лермонтову.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |